Крестьянам поп не угодил тем, что хозяйство возродил
Почему, подняв в глухой глубинке умирающий колхоз, православный священник так и не нашел понимания среди местных жителей
Село Горинское затерялось на тупиковом направлении в Ярославской области, где-то меж сел Бухалово (с ударением на «а») и Благодатью. В колхозную конторку к отцу Григорию мы с фотокором свалились ну уж если не как снег на голову, то очень неожиданно - судя по удивленному лицу святого отца. И мне даже показалось, что в сердцах отец Григорий упомянет всуе имя Божие. Но вместо этого он сказал:
- Журналисты? Сейчас я вас на постой определю.
Весь последний месяц в доверенный крестьянами батюшке колхоз «Колос» только и делают, что наведываются журналисты. Еще бы - два года прошло, как молодой поп (тогда ему было 30 лет) председателем стал, и все уже было забыли о нем, а тут вдруг батюшка опять на всю область прогремел. Он оказался одним из тех трех ярославских руководителей от земли, кто решился стать участником громкой госпрограммы нацпроектов «Сельское хозяйство».
...Пока я устраивался на ночлег у 82-летней селянки, наш водитель Владимир успел пообщаться с местным населением. Покупая минералку в сельпо, он с удивлением выслушивал селян, которые на чем свет стоит костерили батюшку...
«Настоящий хозяин» земли русской
Утром мы поехали смотреть хозяйство батюшки: 200 коров, из которых 170 - дойные. Несколько десятков свиней - на мясо, чтобы продавать. Ну и овса сеют немного - для корма скотине. Вот и весь бизнес.
Получив благословение от епархии, за два года руководства отец Григорий справился с многими проблемами колхоза. Получив в наследство предприятие-банкрот, батюшка договорился о «заморозке» долгов и отсрочке их выплаты на пять лет, стал выдавать зарплату. Правда, раза в два меньшую, чем прежде.
- Зато реальную, которую можно в руках подержать, -голос у отца Григория как-то по-особому спокоен и вызывает гипнотическое умиротворение. - А раньше они только в ведомостях расписывались, на деле же ничего не выплачивалось.
А этой осенью хозяйство впервые принесло прибыль, хоть и небольшую - 10 000 рублей.
Вот только не смог пока батюшка усмирить зеленого змия, который и есть уже долгие годы настоящий хозяин земли русской.
- Враг любого колхоза - это служба занятости, - говорит отец Григорий. - Вот у меня четыре доярки: три - пьющие. Прижимаешь их, а они мне: чего ты нас пугаешь, мы на биржу труда встанем. И три месяца они от государства будут получать по 800 рублей. На стаканчик лосьона всегда хватит.
Компьютер победит пьянство?
Но у отца Григория есть задумка, как приструнить алкоголизм.
- Вот здесь к зиме будет ферма на 400 голов, - батюшка окидывает рукой огромную поляну, где мужики со всей дури вбивают колышки. Идет разметка под фундамент.
- Построим не хуже, чем у голландцев, - с гордостью говорит отец Григорий. - Здесь все будет под контролем компьютера. И доярка нужна только одна. Чтобы кнопки компьютера нажимать. А если запьет, то я и сам смогу всем управлять.
Чудо-ферма строится на деньги нацпроекта. По нему отец Григорий оформил льготный кредит в 20 миллионов рублей. Этих денег должно хватить, чтобы и коров докупить. Все расчеты батюшке сделал его алтарник Максим - выпускник отделения Московского института экономики и статистики (МЭСИ).
- А не страшно в долги такие влезать? - спрашиваю святых отцов.
- Грешникам всегда страшно, - смеется отец Григорий. - А если честно - то это единственный выход для колхоза. Молока станем больше продавать. Займемся свининой.
Вот так, сделав глубокие финансовые расчеты, закрыв глаза и перекрестившись, священник повел село в светлое капиталистическое будущее. В которое ну никак не хочет отправляться как минимум половина колхоза. Ровно на столько батюшка сократил рабочие места в «Колосе» из-за сплошного воровства и пьянства.
Зарплату доярке выдали 10-рублевыми купюрами. Вроде и сумма-то небольшая, а с виду денег - уйма.
«Лучше бы он церковью занимался...»
В тот же день в колхозе был страшный праздник - день зарплаты. К двери здания администрации колхоза выстроилась пошатывающаяся змейка полутрезвых работяг.
- Вот сами посмотрите, кто первый за получкой, - расстраивается отец Григорий. - Все нормальные трудяги сейчас в поле. А эти... - батюшка отмахивается словно от чертей.
«Эти» платят попу-председателю той же монетой. Накануне моего приезда у священника потравили двух собачек...
Я остаюсь пообщаться с народом.
- Ну и за что же вы так с батюшкой? - намекаю на недавнее живодерство. Повисает недоверчивая пауза.
- Он нам зарплату уже три месяца не платит! - неожиданно взрывается гидроперитная блондинка.
- И вообще он нам не батюшка, а председатель, - встревает в разговор женщина с лицом, оплывшим словно свеча на ветру. Людмила раньше была дояркой, а ныне - продавщица: - Лучше бы церковью занимался, а то сразу в три раза зарплаты сократил. Вот я и уволилась.
- Так вы же сами его выбрали? - удивляюсь я.
- Но он нам обещал, что платить будет, а теперь вот задерживает, - отвечали колхозники...
Батюшка на это сует мне в руки зарплатные ведомости. По ним выходит, что задержка - всего-то месяц, и то из-за того, что нужно успеть и налоги заплатить, и в пенсионный фонд деньги перечислить. Самая большая получка - 6 тысяч - у пастуха и самая маленькая - 800 рублей - у доярки за 10 дней работы.
- А чтобы народ на селе чувствовал себя комфортно, им зарплату надо сделать 8 - 10 тысяч рублей, - говорит поп, - вот к чему я стремлюсь.
Но селянам на бутылку хватает и так. Спустя пару часов после выдачи зарплаты у батюшки начинает разрываться от звонков сотовый.
- Как запила? А кто ж завтра доить выйдет? - спокойствие отцу Григорию дается с трудом. - Ищите замену...
Лихорадочно обзвонив всех, батюшка нашел несколько трезвых.
- Ну и как с ними работать? - вздыхает отец Григорий. - Прости, Господи.
У колхозников к председателю много вопросов...
Как поп поджигателей прогнал
А ближе к ночи мы с батюшкой уже сами пили водку. Но не от безысходности и деревенской тоски. Мы обмывали будущую чудо-ферму, которая ну просто обязана окончательно спасти колхоз и село.
- А чего собак-то ваших потравили? - спрашиваю после тоста за успех в бизнесе.
- Да это один наш сотрудник сделал, мы его за воровством прижучили, вот он и обиделся, - отец Григорий не держит на него зла.
- Уволили?
- Зачем же, ему же семью кормить надо, но наши мужики с ним по-свойски поговорили, - говорит священник.
Экономист-алтарник Максим наливает нам еще по одной и включает музыкальный центр. Играет песня «Русские идут». На мой удивленный взгляд алтарник отвечает:
- А ты знаешь, я вот националист, я хочу, чтобы русские наконец-то занялись землей, как мы с отцом Григорием. - А потом Максим добавляет: - А ты знаешь, как мы отсюда бездельников прогнали?
Я не знал. Оказалось, что батюшка в село зазывал русских переселенцев. Приехали две семьи, но все оказались никчемные. А вслед за ними потянулись переселенцы с Кавказа. Правда, не русские.
- Они поселились в одном доме, потом к ним стали потоком ехать всевозможные родственники, - вспоминает священник, - а потом у нас пошли поджоги.
Как утверждает священник, выходцы с гор поджигали дома, чтобы потом выкупать эти пепелища по дешевке. Заново строиться и жить уже своей общиной.
Но каков поп - таков и приход. А он (приход то есть) оказался у отца Григория быстр и смел на решения. На церковной службе прихожане дружно порешили: еженощно дежурить по селу, кавказцам спуску не давать. Так за полгода и выжили их.
- Работы им никакой не давали, - говорит поп, - повсюду за ними следили. Вот они собрались все дружненько и уехали.
В колхозе ждут заключенных
За беседой мы незаметно уговорили бутылку водки.
- Ну вот вы так много делаете для селян, чего же они вас недолюбливают? - задаю батюшке главный вопрос.
- С чего это вы взяли? - удивляется отец Григорий.
- Так они сами мне это сказали, - говорю я.
- А вы не у тех спрашивали, - резонно отвечает батюшка, - вы ж поди у пьянчуг-то и спрашивали. А вообще чувство такое, что они всегда будут недовольны. Столько лет эти люди были не у дел. А потому просто духовно и физически не могут воспринимать улучшения. Но ведь не все же такие!
А надежных сподвижников у батюшки в колхозе наберется не больше десятка. Кому работать? Сейчас отец Григорий ведет переписку с заключенными.
- Пока у меня на примете только один из зоны, чувствую в нем раскаяние и вижу, что работать хочет, - надеется священник.
Когда кончилась «белоголовая», мы взялись за пиво. И опять говорили. Помню, что у батюшки горели глаза: то ли от выпитого, то ли от веры, что он сможет сделать жизнь на селе лучше.
Помню, что я задавал колкие вопросы: мол, а как это вся коммерция со священным саном соотносится? Вот, мол, и зарплату вы в колхозе получаете - своими глазами в ведомости видел. А батюшка мне так хорошо и спокойно на это все отвечал, что остался я доволен. Помню это хорошо, но вот что именно он мне ответил - утром как корова языком слизала. Ничего не помню! И хотел было у батюшки переспросить, да задумался. Может, и не надо переспрашивать, может, не в этом суть?
...А наутро батюшка предложил мне остаться.
- У нас здесь хорошо, воздух, природа, работы на селе уйма, и люди толковые нужны, - то ли в шутку, то ли всерьез говорил мне отец Григорий.
И я уже через секунду набирал по сотовому дом, чтобы еще хоть на денек остаться, но жена на меня люто наругалась. И я с колючей тоскою в сердце пошел собирать вещи - командировка заканчивалась.
Валерий РУКОБРАТСКИЙ
Фото Рината ШАЙСИЕВА . («КП» - Ярославль»). Статья с сайта
http://www.kp.ru/daily/23785.3/58236 www.kp.ru