АвторСообщение



Пост N: 1
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.07 14:09. Заголовок: Точное Изложение Православной Веры


Св. Иоанн Дамаскин.

 цитата:
О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить.

Видите, что говорит преподобный? Только то познание дал нам Бог о Себе через Писание, которое мы можем вместить и более того, что может вместить разум человеческий, не давал. Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина.
 цитата:
О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.

Видите, опять предупреждает нас преподобный Иоанн, что только преданное нам святыми пророками, апостолами и евангелистами о Божестве мы можем принять к исповеданию нашему и не исповедовать того, что ими не преданно. Но когда утверждают некоторые по неразумию, что и слово о Божестве преданное святыми пророками, апостолами и евангелистами нам не следует исповедовать, ибо Божество непостижимо и не исповедимо, то следует им напомнить, что Божество постижимо, а так же исповедимо во всём, что предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.
 цитата:
О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание. Итак, мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета

Видите, что говорит преподобный, что только то мы можем говорить о Боге и только о том мыслить, что открыто нам Самим Богом в Святом Писании Ветхого и Нового Завета. И если Новый Завет утверждает, что Господь сострадает нам в немощах наших, то кто тот, кто станет утверждать обратное Новому Завету? Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.6)
 цитата:
О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть.
Итак, что Бог есть, это очевидно. Но что есть Он по сущности и естеству, — это совершенно непостижимо и неведомо. Что Он бестелесен, это ясно. Ибо как может быть телом то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно?

Говоря о непостижимости Бога по сущности и естеству, пр. Иоанн всё – таки даёт нам некоторые Его характеристики. Что Он бестелесен, не имеет образа, ибо трудно изобразить хоть какой – то образ безначального и бесконечного. Невидим, но в то же время прост и несложен.
 цитата:
А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству. Ибо назовем ли Бога благим, или праведным, или премудрым, или чем другим, выразим не естество Его, а только то, что относится к естеству. А иногда то, что утвердительно говорится о Боге, имеет силу преимущественного отрицания; так, например, говоря о Боге, мы употребляем слово мрак, разумея не мрак, а то, что не есть свет, но выше всякого света; или употребляем слово свет, разумея, что не есть мрак.

Бога в Его безначальности и бесконечности исповедать невозможно, но то, или ту часть Бога, которую Ему было благоугодно открыть нам о Себе, показывает не естество Бога, но только принадлежащее к Его естеству.

 цитата:
О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума.
Итак, этот единый и единственный Бог не без Слова. Если же Он имеет Слово, то должен иметь Слово не безипостасное, начавшее быть и имеющее престать. Ибо не было времени, когда Бог был без Слова. Напротив, Бог всегда имеет Слово Свое, Которое рождается от Него и Которое не таково, как наше слово — не ипостасное и в воздухе разливающееся, но есть ипостасное, живое, совершенное, не вне Его (Бога), но всегда в Нем пребывающее. Ибо где Ему быть вне Бога?

Итак, утверждает пр. Иоанн, Слово Божие было всегда у Бога и не было времени( в человеческом его понимании) когда бы Бог был без Слова Своего.
 цитата:
Ибо как в Отце усматривается совершенство во всех отношениях, так видно то же и в рожденном от Него Слове.

Вроде бы имеется кажущееся не соответствие, когда преподобный говорит о том, что не было времени, когда бы Бог был без Слова Божьего, с другой стороны он говорит о том, что Слово рождается от Бога, то есть как бы имеет Своё начало. Но так, как не Святое Писание, ни Предание не противоречит Себе, то противоречие это кажущееся и по размышлению оно упраздниться. Итак, Слово Божье рождено, но всегда пребывало в Боге и не было времени, когда бы Слово в Боге не было.
 цитата:
Говоря о Нем: прежде всех веков, — мы показываем, что Его рождение — безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцем и в Отце, из Которого родился вечно и безначально.

То есть Слово Божие прежде обретения плоти по – человечеству Своему было рождено у Бога вне материального, вещественного, тварного мира, рождено вечно и безначально, по безначалию Бога Отца.

Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 74 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Казак лихой




Пост N: 1249
Info: Хм...
Зарегистрирован: 18.05.06
Откуда: Великая Россия, город в белоснежных полях под Москвой
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 14:18. Заголовок: Re:


Даника пишет:

 цитата:
Вот и подождем, когда в тему батюшка заглянет.



Давайте... Только долго ждать придется...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 24
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 14:50. Заголовок: Re:


KL

 цитата:
Попросить можете...


Спасибо. Я прошу всех участников этой темы перестать заниматься оффтопом и флудом в этой теме. Раздел этот называется вопросы священнику. И на сколько я понял, администратор Markuza именно по той самой причине перенесла эту тему в вопросы священнику, что бы хорошую догматическую тему не превращали в свалку всякого флуда, оффтопа и перехода на судилище личности автора темы. Разве кроме разрешённого на форуме оффтопа и флуда разрешается не подчиняться и администрации?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Птица певчая




Пост N: 780
Зарегистрирован: 04.09.06
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 14:58. Заголовок: Re:


Александр С пишет:

 цитата:
. Разве кроме разрешённого на форуме оффтопа и флуда разрешается не подчиняться и администрации?

KL пишет:

 цитата:
Тем не менее, вы пытаетесь объяснить прочим форумчанам, что им надо и что им не надо делать. Как говориться, не говорите людям, что им надо делать, и они вам не скажут, куда вам идти...



Поясняю для "новеньких". И для тех, кто "в танке".
Участник KL - как раз представитель администрации. Модератор.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Генералиссимус и Всесветлейший Воевода, Корифей всех наук


Пост N: 486
Зарегистрирован: 01.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 14:59. Заголовок: Re:


Александр С пишет:

 цитата:
оффтоп, флуд, флейм, оверквотинг, хамский и оскорбительный тон, ёрничество



....прошу прощения за все вышеперечисленное, но уважаемый аФФтор темы совращение малолетних в СВОЕЙ теме не обнаружил? Или пока?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Птица певчая




Пост N: 781
Зарегистрирован: 04.09.06
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:09. Заголовок: Re:


Александр С пишет:

 цитата:
Спасибо. Я прошу всех участников этой темы перестать заниматься оффтопом и флудом в этой теме.



А Вам не кажется, что Вы НЕ УМЕЕТЕ ПРОСИТЬ? Именно просить, а не требовать...

Просите - и дастся вам...
А тон Ваш на данном форуме абсолютно неуместен и не принят. Это я объясняю, почему вполне корректные выражения участников КАЖУТСЯ Вам ф...и офф...
Все, чего Вы сможете добиться, реагируя таким образом, как Вы реагируете - Вам вообще не будут отвечать.

Тут разные люди приходят к нам на форум. И те, кто не умеет смирить свою гордыньку, остаются, повторяю, в гордом одиночестве.

==========================
Ребята, повторюсь...тема для богословов...и провокационный подход автора, честно говоря, к ней...
Новообращенным вступать в полемику не стоит...пусть "корифеи" слово скажут, ЕСЛИ СОЧТУТ НУЖНЫМ...
==================

Вот еще что.
Совсем другие темы "затихли".
Это наглядно.
Все внимание - дорогому Александру... да-ааа...
Пойдемте, правда, а? пусть сам с собой господин сей беседует, как на других форумах.
И Батюшку терпеливо ждет...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 26
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:15. Заголовок: Re:


Даника

 цитата:
Поясняю для "новеньких". И для тех, кто "в танке".
Участник KL - как раз представитель администрации. Модератор.


Тогда почему допускаются в разделе ``вопросы священнику`` ответы тех, кто священником не является? Разве это разрешено правилами форума?

Дмитрий Прянишников


 цитата:
...прошу прощения за все вышеперечисленное, но уважаемый аФФтор темы совращение малолетних в СВОЕЙ теме не обнаружил? Или пока?


Вы разве священник, что бы Вам писать в этом разделе?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Птица певчая




Пост N: 782
Зарегистрирован: 04.09.06
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:20. Заголовок: Re:


Дмитрий Прянишников Ну говорю ж - пойдемте отсюда...
пусть ждет ответа...САМОГО ГЛАВНОГО АДМИНИСТРАТОРА. С нами, мелочью...
Пойдемте.
А вот праздник Славянской письменности - а? Кто вспомнил?
Эх, господа провокаторы...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 27
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:24. Заголовок: Re:


Даника

 цитата:
А Вам не кажется, что Вы НЕ УМЕЕТЕ ПРОСИТЬ? Именно просить, а не требовать...

Просите - и дастся вам...
А тон Ваш на данном форуме абсолютно неуместен и не принят. Это я объясняю, почему вполне корректные выражения участников КАЖУТСЯ Вам ф...и офф...
Все, чего Вы сможете добиться, реагируя таким образом, как Вы реагируете - Вам вообще не будут отвечать.

Тут разные люди приходят к нам на форум. И те, кто не умеет смирить свою гордыньку, остаются, повторяю, в гордом одиночестве.

==========================
Ребята, повторюсь...тема для богословов...и провокационный подход автора, честно говоря, к ней...
Новообращенным вступать в полемику не стоит...пусть "корифеи" слово скажут, если сочтут нужным...



Вы не священник и Вам запрещено отвечать в этой теме, уж как – нибудь держитесь правил. А разнузданность и вседозволенность это порок - грех.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Генералиссимус и Всесветлейший Воевода, Корифей всех наук


Пост N: 487
Зарегистрирован: 01.10.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:31. Заголовок: Re:


Даника пишет:

 цитата:
Дмитрий Прянишников Ну говорю ж - пойдемте отсюда...





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1800
Зарегистрирован: 16.04.06
Откуда: Россия, Ухта
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:44. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
ЗаплАточник




Пост N: 84
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Санкт-Петербург
Рейтинг: 0

Замечания: За грубые высказывания в адрес форумчанина Злата.
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:48. Заголовок: Re:


Александр С пишет:

 цитата:
Прошу участников форума проверить этот некий комментарий на слово пр. И. Дамаскина, верно ли понимаю его слово, правильно ли принимаю и исповедую? Если исповедую ложно, то и скажите в чём ложно, если исповедую по – истине, так и скажите, что не видите никакого заблуждения, а вот устраивать надо мной личное судилище, никто Вам права такого не давал.


Заметте: - "Прошу участников форума...", не знатоков и священников, - а участников форума...

И никто Вам не угодил. И отвечали Вам, по мере убывания терпения, глядя на Ваш задранный нос, опасаясь за Ваше общее здравие.
... И это, Александр С, не судилище, а так, выпрошенные щелчки ласковые. Судилище впереди.
И не дай Господи, донести до этого времени, хоть толику лукавой спеси...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Птица певчая




Пост N: 784
Зарегистрирован: 04.09.06
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 15:49. Заголовок: Re:


Александр С пишет:

 цитата:
разнузданность и вседозволенность это порок - грех.


Простим же новичку его хамство... ибо не ведает что творит.

Ребят, пойдемте Кирилла и Мефодия праздновать! Уже и Патриарх нас поздравил...а мы все как неродные...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1801
Зарегистрирован: 16.04.06
Откуда: Россия, Ухта
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 16:00. Заголовок: Re:


Александр С пишет:

 цитата:
Тогда объясните мне, почему некоторые высказываются в хамском и оскорбительном тоне?


Ничего подобного. Было высказано исключительно ощущение, вызванное вашей несколько самоуверенной манерой спрашивать, не более. Ещё раз повторяю, каждый имеет право на своё мнение.

За сим предлагаю осуждение сего вопроса закрыть. И больше к нему не возвращаться.

Теперь когда тема в соответствующем разделе, пусть автор и в самом деле подождёт батюшку, который бы мог ответить ему.

Все остальные сообщения будем удалять. И Александра С тоже, потому что прошу заметить автор нафлудил не меньше. Точно так же можно было послать ЛС администратору с просьбой об очистке темы, а не «затыкать рот» форумчанам.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 28
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 16:02. Заголовок: Re:


Я наверное что – то не понимаю в этом форуме, но объясните ради Христа, здесь дозволяется всё и всем, нет никаких правил и установок? А если это так, то для чего админ и модератор, коли всё дозволенно? И ведут ли себя участники этой темы так же и в других форумах, как ведут себя здесь или в других форумах они иные? На форуме http://sergiy.borda.ru/?1-1-0-00000038-000-0-0-1179865927 у меня открыта точно такая же тема, ибо мне не безынтересно мнение админа и устроителя форума Сергея, и что – то не наблюдается в теме ни флуда, ни оффтопа, хотя некоторые из здешних участников являются участниками и форума Сергея. А в связи с этим и вопрос, что за метаморфозы такие, можете объяснить?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1802
Зарегистрирован: 16.04.06
Откуда: Россия, Ухта
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 16:09. Заголовок: Re:


Александр С У вас эта тема открыта не только на том форуме, но и ещё на парочке, где вам уже и отвечали кстати. И тогда возникает вопрос, а зачем одно и тоже спрашивать у десятков человек. Или вы не доверяете никому, тогда зачем спрашивать вообще?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Граф Далеких Островов




Пост N: 1700
Зарегистрирован: 18.05.06
Откуда: Планета Земля, Лефкосия-Лондон-Москва-Рига
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 16:19. Заголовок: Александр


Александр С пишет:

 цитата:
Вы не священник и Вам запрещено отвечать в этой теме, уж как – нибудь держитесь правил. А разнузданность и вседозволенность это порок - грех.



Вы меня конечно извините, но Ваш тон совершенно неприемлем.
Вы совершенно походя обидели вполне хороших и приятных людей.
Причем безо всякого какого-либо повода.
Вы агрессивны. Что в общем-то у нас не приветствуется.
Вам не указывают, Вас просто просят - не буяньте.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Птица певчая




Пост N: 787
Зарегистрирован: 04.09.06
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 16:23. Заголовок: Re:


"Что такое гордыня "
автор: Священник Александр Ельчанинов

Часть 1 - отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.


Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.





Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше - добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически - тоска, мрак, бесплодие.

Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание, по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.


И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, - слава.


Как распознать в себе гордость?
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:


«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
=================================

Вот, напоследок. Открываю СЕГОДНЯ "Православие и мир" и там сия статья.

"Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»)."

ИБО ЛЮДИ СПАСТИ ТАКОГО НЕ МОГУТ...
Мне грустно за Вас, Александр С. мы здесь только помолиться можем о Вас, чтобы Господь излечил вас от болезни духовной - гордости...

Уважаемые модераторы! Пожалуйста, не удаляйте это сообщение...хоть и кажется "не в темным" оно...
Уж очень кстати...именно сегодня эта статья на сайте "Прав.мира"
Господь всё видит - а?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 29
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 16:30. Заголовок: Re:


Markuza

 цитата:
Александр С У вас эта тема открыта не только на том форуме, но и ещё на парочке, где вам уже и отвечали кстати. И тогда возникает вопрос, а зачем одно и тоже спрашивать у десятков человек. Или вы не доверяете никому, тогда зачем спрашивать вообще?


Объясняю. Мне интересно мнение тех людей, православных христиан, с которыми я уже познакомился и веду диалоги не один, и не два года на различных православных форумах. А так, как сами они в других форумах не участвуют, то поэтому я и открываю одну и ту же тему в нескольких форумах, да и соборное размышление над темой, а не над автором темы подвигает нас к точному понимаю учения Церкви, а значит и правильному её исповеданию, хоть у себя дома, хоть на форуме, хоть среди сектантов и инославных. Вот и вся цель этих тем и никаких других целей они не преследуют. А то, что обо мне некоторые надумывают и клевещут, так Бог им Судья, а я свободен от их судилища неправого.

Кермит


 цитата:
Вы меня конечно извините, но Ваш тон совершенно неприемлем.
Вы совершенно походя обидели вполне хороших и приятных людей.
Причем безо всякого какого-либо повода.
Вы агрессивны. Что в общем-то у нас не приветствуется.
Вам не указывают, Вас просто просят - не буяньте.



Мой тон совершенно спокоен и уравновешен, а просить не значить клянчить.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
ЗаплАточник




Пост N: 85
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Санкт-Петербург
Рейтинг: 0

Замечания: За грубые высказывания в адрес форумчанина Злата.
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 18:38. Заголовок: Re:


Ну что ж, давайте поразмышляем.
1 - Александр С пишет:

 цитата:
Объясняю. Мне интересно мнение тех людей, православных христиан, с которыми я уже познакомился и веду диалоги не один, и не два года на различных православных форумах. А так, как сами они в других форумах не участвуют, то поэтому я и открываю одну и ту же тему в нескольких форумах


Вы не назвали ни одного имени, от кого хотели-бы получить мнение, и не обозначили даже предпочтение в этом, и не предварили никаким вопросом, но обратились просто к местным форумчанам.
???
Размышляю. что это за нестыковочка? или горделивое лукавство, или человек сам еще не знает чего хочет, и чего захочет в следующую минуту, и просто пудрит всем мозги в оправданиях, и себе в том числе.
Еще варианты?

2 - Александр С пишет:

 цитата:
да и соборное размышление над темой, а не над автором темы подвигает нас к точному понимаю учения Церкви, а значит и правильному её исповеданию, хоть у себя дома, хоть на форуме, хоть среди сектантов и инославных Вот и вся цель этих тем и никаких других целей они не преследуют


Размышляю дальше, с вопроса -
Может не скроете? Вы по вероисповеданию кто?
Тогда многое прояснится. И для священников в том числе.

Потому что ни одному здравомыслящему православному человеку, не придет в голову искать толкования святых отцов - у сектантов и инославных (в широком смысле, да?).
Да, пожалуй, про такое и католик не подумает.
Скажите, и на какой же ответ Вы тут расчитываете, при такой постановке? Если для Вас все равно на кухне пасьянс раскладывать из полученных бесконечно-разношерстных ответов, от еговистов до буддистов... (и своим гением укладывать в линию жизни).
Забавляетесь да?
Цель-то личная, самая насущная, для себя-грешного, какая, именно в этом? Если не секрет.
или Вы не грешны?

3 - Александр С пишет:

 цитата:
А то, что обо мне некоторые надумывают и клевещут, так Бог им Судья, а я свободен от их судилища неправого.


вот видите, Вы совершенно самодостаточны и свободны. чего ж обижаться? тем более, что обинение в клевете, тоже - обвинение в клевете. тут лишь - мнения. разные.

ничего злого, чесслово. но, мне кажется, Вам бы с собой, со своими живыми намерениями и компасом, разобраться сначала, чем в заумные выси крылья ладить. неровен час, соломки не окажется...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 30
Зарегистрирован: 22.05.07
Рейтинг: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 18:56. Заголовок: Re:


Св. Иоанн Дамаскин.

 цитата:
О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить.


Видите, что говорит преподобный? Только то познание дал нам Бог о Себе через Писание, которое мы можем вместить и более того, что может вместить разум человеческий, не давал. Исходя из этого утверждаем, что всё, о чём свидетельствует о Себе Сам Господь Бог в Святом Писании есть совершенная истина.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 74 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет




Тверской православный молодежный  клуб Сеятель Православный клуб друзей по переписке Храм Богоявления Господня в с. Буйлово Тверской области Восстановление храма Рождества Богородицы в с. Красный бор Тверской области Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое Союз образовательных сайтов